«Реабилитационная работа с детьми, пережившими травму»

Ирина Алексеева, Илья Новосельский и др.
Реабилитационная работа с детьми, пережившими травму
Москва: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013 — 238 с.

В книге, написанной сотрудниками Санкт — Петербургского фонда «Новые шаги», представлены две методики: групповой работы с детьми, направленной на преодоление психологической травмы, и интервьюирования ребенка, попавшего в учреждение временного пребывания.
Обе методики направлены на разрешение общих проблем, с которыми часто приходится сталкиваться в практической работе. В первую очередь, эти проблемы касаются того, как и о чем разговаривать с ребенком, пережившим за свою небольшую жизнь множество психологических травм, в частности, насилие по отношению к нему и пренебрежение его нуждами со стороны людей, обязанных заботиться о нем.
Методика проведения групповых психологических занятий с детьми описывает помощи детям, пережившим психологические травмы, значительная часть которых приходится на жестокое обращение с детьми. Программа занятий с детьми основана на когнитивно-поведенческом подходе к работе с последствиями психологической травмы.
Несмотря на то, что программа групповых занятия выстраивается вокруг работы по преодолению психологической травмы, некоторые части программы могут использоваться для любых других психологических занятий с детьми, направленных на развитие коммуникативных навыков, развитие самопонимания, обучение безопасному поведению и т.п.
Во второй части книги приводится план интервью с ребенком, поступившим в приют или социально-реабилитационный центр. Особое внимание при этом уделяется пониманию специалистами того, что пришлось пережить ребенку до того, как он попал в учреждение временного пребывания, к кому он привязан, как видит свое будущее, и на основании чего в его сознании выстраивается картина его актуальной ситуации и возможностей ее улучшения.
При написании плана беседы с ребенком авторы старались учитывать не только то, о чем надо разговаривать с ребенком, но и, возможно, самое важное по отношению к детям, не привыкшим раскрывать свои переживания и не очень доверяющим взрослым, – как разговаривать
Представляется, что последовательный и подробный разговор с ребенком, оказавшимся в силу каких-либо причин вне семьи в интернатном учреждении, является необходимым условием для понимания того, как выстраивать реабилитационную работу и содействовать его дальнейшему жизнеустройству.
Специалистам часто трудно обсуждать с детьми их травматический опыт, авторы надеются, что настоящее пособие облегчит реализацию этой задачи.